Франция — родина готической архитектуры

Sainte Chapelle

Зарождение готики

Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в. Её возникновение было обусловлено формированием города как самостоятельной политической и экономической силы и новыми потребностями городской жизни; быстрому развитию французской готики способствовал национальный подъём, связанный с начавшимся объединением страны.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/305445211.0/0_f349b_d6ce4c12_orig
Collapse )

Лучший подарок это.... или о средневековых рукописях


Российская национальная библиотека располагает уникальной коллекцией западноевропейской рукописной книги V–XVI вв. Начало собирательства рукописей в России было положено во времена правления Екатерины II. Среди наиболее ранних западноевропейских рукописных книг V в. считается рукопись Августина Аврелия, известная под названием «Проповедь», написанная на папирусе.
[далее]
До середины XIV века западноевропейские средневековые рукописи создавали исключительно на пергамене – специально обработанной коже животных. Форма рукописной книги была близкой к современной – сшитый книжный блок и переплет. Традиция использования окрашенного пергамена, золота и серебра в качестве чернил восходила к античному Риму,
а затем была воспринята византийским и западноевропейским книжным искусством.
Наряду с традиционной формой книги в Средние века продолжали существовать рукописи в виде свитков. Именно так
выглядит «Всемирная хронология» – краткая хроника исторических событий от сотворения мира до начала XV века.
Созданная в начале XV века во Франции, она представляет собой два свитка на пергамене, каждый из которых намотан
на деревянный валик и помещен в футляр.

Именно в средние века возникли основные типы письма, составляющие фундамент современных латинских и готических шрифтов.
Рукописные книги бывали зачастую богато украшены иллюстрациями и другими декоративными элементами. Средневековая книга представляла собой уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши. Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.















Оформлял книгу не сам каллиграф, а другие специалисты – миниаторы, рубрикаторы, иллюминаторы. Миниатор (лат. minium – сурик, красная краска) – художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы, заголовки, отдельные
строки – «рубрики» и т.п.; раскрашивал красным рубрикатор (лат. ruber – красный). Иногда инициал или миниатюру иллюминировали сусальным золотом. Мастерами оформления сначала были монахи, но с XIII– XIV b. все чаще этим стали заниматься художники–миряне. Инициалы, орнамент на полях, декоративные рамки, маленькие картинки и украшения текста, самостоятельные картины на целую страницу – все это были элементы декоративного оформления средневековой рукописной книги.
Заглавного или титульного листа книги не имели. Текст начинался словами: «Incipit liber» («Начинается книга»)
или вообще без них. Выходные данные иногда приводились в конце книги, так называемом колофоне.
Назначением инициалов (они появились в раннем средневековье и сначала назвались «capitales») было украсить книгу, поскольку другие декоративные элементы в раннюю эпоху выглядели чрезвычайно примитивными.











С развитием средневековой культуры совершенствовалось и искусство оформления книги, разнообразились средства украшения. Искусство оформления книги средневековыми мастерами было доведено до совершенства.
Краски были сочнымии яркими – они сохранили чистоту и свежесть до наших дней, несмотря на прошедшие столетия.
Наружное оформление средневековой книги также имеет специфические черты. Размер ее варьируется от гигантских
фолиантов (сложенный пополам лист пергамента) до крохотного duodeco (в одну двенадцатую).
Диктовали размер не столько эстетические критерии, сколько наличие пергамена у изготовителя.

Французский манускрипт «Героиды» по одноимённому произведению Овидия

«Героиды», созданные около пятого года до нашей эры Публием Овидием Назоном, представляют собой коллекцию из пятнадцати стихотворений в эпистолярном жанре, составленных в элегических мечтательно-грустных куплетах на латыни. Каждое стихотворное послание написано от лица мифологической (Федра, Медея) или исторической (Сафо) героини, которая находится в разлуке со своим возлюбленным или брошена им. Вдохновившись данным произведением древнеримского поэта, Робине Тестар создал удивительный манускрипт, невероятно точно отражающий каждого лирического героя.


1. Письмо Ариадны Тесею, бросившему ее на острове Наксос;
2. Письмо Геро Леандру в ответ на его признание в любви.

Collapse )

Костюм эпохи Возрождения

Невозможно говорить о какой-то особой специальной форме одежды периода XIV — XVI веков, можно лишь проследить тенденции в развитии костюмных форм, так как особого выделяющегося костюма эпохи Возрождения не существовало: в основном, одежда отражала социальное положение, не являясь самовыражением личности, и людям полагалось одеваться соответственно общественному положению. Но уже в XVI веке первые попытки систематизировать стили костюмов эпохи Возрождения из разных уголков мира были предприняты неизвестным немецким художником, и, надо сказать, достаточно успешно.


Италия

Collapse )

Образцовая книга каллиграфии (The Mira calligraphiae monumenta)

Кабинет редкостей, или кунсткамера — комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьёзных вещей, как природных, так и рукотворных. В конце XVI века получил широкую известность кабинет редкостей австрийского императора Рудольфа II в Праге. Император не только рассылал по всей Европе эмиссаров для поиска редких вещей, но и окружил себя мастерами, способными создавать их. Одними из таких мастеров были каллиграф Георг Боскей и иллюстратор Георг Хофнагель.

Collapse )
  • aldanov

Высшие школы - изобретение греческой мысли.

Первая научная школа – это мистическо-научный орден пифагорейцев, об организации которого мы знаем мало. Возник он в греческой колонии Кротоне, вероятно, в последней четверти VI века до НЭ, и дал много  последователей. 
Интересно, что там орден постиг погром. Вспоминая о масонофобии и масонах, также основавших свое отличие на эзотерическом знании посвященных, можно сказать, что погром -  первый образец отрицательного отношения к тайному знанию и образованию для избранных. 
Сократ имел учеников, но не школу. Зато но создал целое течение сократиков.
Вторая школа –  вероятно, школа киников, основанная в начале IV вв. Антисфеном. Опыт образования наперекор требованиям общества.
Другие ученики Сократа создали еще несколько школ. Мегарская школа - основана  Евклидом из Мегары в начале IV века до НЭ и просуществовала 100 лет, до  начала III в до НЭ. Киренская - создана Аристиппом из Кирены тогда же, просуществовала на четверть столетия дольше, Элидская (эритрейская) - Федоном из Элиды.
Наиболее удачна и вспоминаема  школа Платона:
Академия – создана Платоном ок.  385 г до НЭ. 

Академия Платона на римской мозаике. 
Collapse )
Между прочим, можно взглянуть, как развивались высшие школы в средневековой Европе, спустя еще 1000 лет:



Тут есть своя интересная черта: цикличность и различие циклов для севера и юга Европы (вероятно, ввиду  контраста действия климата и соответствующих состояний экономик севера и юга). Новое  здесь  в том, что так называемая 100-летняя тенденция Броделя (она же, кажется, 90-100 летние циклы изменений климата) проявляется и для культуры.

Для Древней Греции  мой вывод из наличия циклов в развитии высших школ таков: переживи Греция очередной кризис  (III вв) и не проиграй она Риму, ее мог бы ожидать новый подъем образования. Кстати, научные школы на периферии греческого мира все же появились - в очерке о греческом астрономическом компьютере я писал об астрономической школе на острове Родос  http://aldanov.livejournal.com/1599.html#cutid1 и вышедшем из этой школы Архимеде.

Витторе Карпаччо

ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО. "ДВЕ ВЕНЕЦИАНКИ"

"Nullus enim locus sine genio est": "Ибо нет места без гения" –
говорили древние. Незабвенный Петр Вайль назвал
Витторе Карпаччо "гением места" Венеции, ее хранителем
и добрым духом. Поговорим о Карпаччо и вспомним Вайля.

2Venetians

Витторе Карпаччо. Две венецианки.
Около 1510 г. Дерево, масло, 94,5 х 63,5 см

Музей Коррер, Венеция

«Что влечет к полноватым теткам, грузно усевшимся на алтане (алтана - терраса на
крыше венецианского дома
– М.А.) с собаками и птицами, почему нельзя оторвать глаз
от их лиц и взглядов, застывших в вечном ожидании неведомо чего?» - задается вопросом
Петр Вайль, размышляя в своей книге «Гений места» о картине венецианского художника
Витторе Карпаччо (ок.1460-1536) «Две венецианки». Почему именно эту картину Джон
Рёскин, властитель дум художников и эстетов 19 столетия, назвал «прекраснейшей
картиной в мире»? Почему именно она висела в мастерской Амедео Модильяни?
Почему в Венеции, которая, как  лагуна - водою, наполнена прекрасными творениями
великих живописцев, этой небольшой скромной картине выделено почетное место
в музее Коррер?

Collapse )

Толерантность, любовь, творчество

Серия "Руанский собор": двадцать открытий Клода Моне

Claude%20Monet,%20Serie%20Catedral%20de%20Ruán_%201894.jpg
"Представьте себе помещение, на стенах которого развешаны картины в последовательности, воспроизводящей изменения предметов в зависимости от изменения света: сначала серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все больше и больше светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания ко все усиливающейся игре света, достигающей кульминации в сполохах радужной серии, и далее синяя серия, где свет снова смягчается в синеве, тающей, как светлое небесное видение. Краски пронизаны черным, серым, белым, синим, красным светом — всеми его оттенками. По тому, как эти двадцать картин развешаны, они представляются нам двадцатью открытиями, но боюсь, что тесная связь, их объединяющая, ускользнет от зрителя, если он не уделит им достаточного внимания". Так в статье "Революция соборов" будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо описывал выставку, на которой Клод Моне представил публике серию картин "Руанский собор".
Collapse )
medieval art

Тайная вечеря от арианства до лютеранства

Оригинал взят у gorbutovich в Тайная вечеря от арианства до лютеранства
Тайная вечеря с кошкой, под раков, с Лютером, в толпе гуляк...

Сюжет последней трапезы Христа с учениками имеет бесчисленное множество художественных интерпретаций. Привожу всего лишь 22 примера, как известных, так и не очень.


Круглый стол на Тайной Вечере из Оттхайнрих-Библии, фолио 40v. Манускрипт был создан по приказу герцога Баварско-Ингольштадтского Людвига VII Бородатого около 1425-1430 годов. Текст рукописи включает немецкий перевод Нового завета с латинской вульгаты и является крупнейшим дошедшим до нас манускриптом библии до-лютеровской эпохи. Пергамент, 53,2х37,2 см. Баварская государственная библиотека, Мюнхен / Blatt 40v: Abendmahl, Mt 26,20-29, um 1425-30. Ottheinrich-Bibel, Bayerische Staatsbibliothek, Cgm 8010. Matthäusmaler. via. По клику на картинке откроется 2513 x 2436. Кликабельны все изображения.

Литературное описание евангельского события от графа Льва Николаевича Толстого из "Жизни и учения Иисуса"[*]

«В первый праздник Иисус с учениками справлял пасху, и Иуда, думая, что Иисус не знает про его измену, был с ними. Но Иисус знал, что Иуда продал его, и, когда все они сидели за столом, Иисус взял хлеб, разломил на двенадцать частей и подал по куску каждому ученику, и Иуде так же, как и другим, и, не называя никого, сказал: возьмите, ешьте мое тело. И потом взял чашу с вином, передал им, чтобы они все, и Иуда пил из нее, и сказал: один из вас прольет мою кровь. Пейте мою кровь.
Collapse )